"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Я не верю в психотерапию. Идея избавления от душевного хлама путем длительных доверительных бесед с неким абстрактным мастером штопки эмоционального фона кажется мне сомнительной. Доверительная беседа изначально подразумевает определенный уровень близости. Люди, способные вывернуть душу перед посторонним дядькой, получающим зарплату за то, чтобы выслушивать всякие бредни, вызывают у меня искреннее недоумение. На мой взгляд, психотерапия работает целиком на эффекте плацебо. Само наличие психотерапевта в жизни человека часто внушает ему уверенность в скором избавлении от психологических проблем, таким нехитрым способом снимая основную психологическую проблему - безысходность.



Впервые с психотерапией я столкнулся шестнадцати лет отроду, когда, пребывая во вполне комфортном состоянии затяжной апатии, неожиданно свалился в обморок на остановке, таким образом избавив себя от необходимости нарезать лягушек ломтиками в Лицее. Очнулся я уже в больнице, которая открыла мне свои объятия диагнозом «невроз такой-то, депрессия». Я попытался было донести до врачей, что никаких душевных страданий не испытываю, но мне лишь ответили, что это очень нехорошо – и передали в ласковые руки психотерапевта.



Психотерапевта звали Татьяной Витальевной. Образ ее, состоявший из детского заостренного личика, вздернутого к солнцу носа, длинных трепещущих ресниц и светлых волнистых волос, символизировал собой то, что она призвана была нести в мир - тихую радость и идиллическое счастие. Примерно так я представлял себе всех возлюбленных звезд русской эстрады разом, для полноты эффекта не хватало лишь зеленых бровей. Татьяна Витальевна искренне считала себя ангелом милосердия, яростно обожаемым всеми своими подопечными. Усадив меня на пуф, она схватила мою руку и взглянула в глаза пристально и серьезно.

- Ну? – настойчиво произнесла она и взмахнула пушистыми ресницами.



Так началось мое пребывание в клинике соответствующей направленности. От вынужденного ежедневного общения с ангелом во плоти я начинал ощущать себя морально травмированным, я бы даже сказал, наповал сраженным вопиющим несовершенством этого мира. Татьяна Витальевна требовала от меня искреннего повествования о моих тревогах, сомнениях и обидах, я искренне сообщал ей, что ничего такого не существует в помине. Она, разумеется, лишь недоверчиво качала белокурой головой и смотрела на меня с душераздирающим сочувствием.



Боюсь, я бы не вынес всего этого и заработал эмоциональную депрессию в дополнение к соматической, если бы клиника не была полна очарования. Наше отделение находилось на девятом этаже. Внизу манящим пейзажем замерло в умиротворении уютное тихое кладбище. Окнам в палатах не доставало единственного элемента - надписи крупным шрифтом: "Жизнь потеряла смысл? Ушла жена, выгнали с работы, любимая футбольная команда снова проиграла? Мир разочаровал тебя, ничто более не радует? Выход находится здесь".

Благодаря общей иронии ситуации у меня всегда было слово утешения для слишком громко страждущих:

- Хотите прекратить все Ваши несчастья? Не бойтесь, до кладбища жалких девять этажей свободного полета.



Разумеется, я потреблял таблеточки. Таблеточки оказывали эффект забавный, раскрашивая мир в фиолетовые тона. Подозреваю, что именно с тех пор мой организм научился сам генерировать транквилизаторы, ибо ощущение чистейшего пофигизма покидает меня нечасто.



По вечерам устраивалась юмористическая процедура под названием аутотренинг. Грузная Елена Владимировна, нависающая над депрессующими колышущимся центнером живого веса, мрачно, протяжно, утробным басом рассказывала о том, как расслабляются ее конечности и наступает нирвана. Правая нога Елены Владимировны, расслабляющаяся и наполняющаяся теплом, до сих пор является мне в кошмарах.



Через некоторое время я пришел на прием к Татьяне Витальевне и сразу заметил торжествующий блеск в ее широко распахнутых глазах.

- Почему ты не рассказал мне правды о своем детстве? – скорбно спросила она.

Мне стало ясно, что мои опечаленные родственники посчитали необходимым открыть ей глаза на мою жестокую биографию.

- Но нравы моего отца никогда меня особенно не печалили, - со вздохом отвечал я. - И уж тем более не печалят теперь.



И это была правда. У отца иногда обитали занятнейшие личности. Однажды у нас пару месяцев жила женщина в боа, у которой был мундштук и карманная собачонка. Шерсть у животного почему-то отсутствовала, и в компенсацию этого, видимо, Господь наградил свое создание звонким визгливым голосом, который оно не стеснялось использовать сутки напролет. Собака напоминала мне кусок протухлого мяса и была первым существом, которое мне сознательно захотелось физически уничтожить. Но именно благодаря склонностям моего отца в нашем доме однажды появился юный Митя, научивший меня играть Лунную Сонату. Бетховена и Митю я любил.



Разумеется, Татьяна Витальевна решила, что нашла ключ к моей болезни. Около недели я вынужден был ежедневно развлекать ее беседами о моей жизни с отцом. К тому моменту, когда меня выпустили из невротического мирка в жизнь, предварительно торжественно сообщив, что я до неприличия здоров, апатия благополучно меня покинула. Мною владела глухая мизантропия и некоторые идеи, приличествующие разве маньякам. Между тем мама, обрадованная моим исцелением, собрала по этому поводу гостей и пригласила Татьяну Витальевну как главного героя мероприятия. Татьяна Витальевна явилась, цветущая и улыбающаяся, как живое воплощение моей вновь приобретенной радости жизни, и принялась орошать углы своим заливистым смехом.

Закончив повествовать высокому собранию о постигшей меня трагедии, Татьяна Витальевна потребовала, чтобы я сыграл для нее Лунную Сонату, о которой она была столь наслышана. Я обреченно сел за фортепиано. Она прослушала ноты три, а затем зашлась в восхвалении меня, моей чуткой души и прекрасных музыкальных рук.



Мизантропия нарастала. Под музыку Бетховена я предавался мечтам о том, как эти узкие гибкие кисти обхватят тонкую шейку щебечущего ангела и прекратят искрящийся светлый поток, в котором потонуло пространство. Я улыбался. Я был в порядке.

Комментарии
16.04.2006 в 21:10

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
Я тоже не верю. Но зато верю в четкие дефиниции - то, что ты описываешь, есть психотерапия разговорная, а их еще масса)

Впрочем, это не мешает мне не верить.
16.04.2006 в 21:18

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Собственно, я упомянул еще транквилизаторы, аутотренинг и холотропное дыхание - все, с чем столкнулся лично. Эффект нулевой по всем фронтам)
16.04.2006 в 21:27

огнем, мечом и кирпичом
kiyonobu inoue Под музыку Бетховена я предавался мечтам о том, как эти узкие гибкие кисти обхватят тонкую шейку щебечущего ангела и прекратят искрящийся светлый поток, в котором потонуло пространство. Я улыбался. Я был в порядке.

браво =))
16.04.2006 в 21:33

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Letaro

Спасибо. :))
16.04.2006 в 21:44

... как вместе верят в то, что не дано... (с)
вот так и взращивает совковая психиатрия в своих недрах маньяков-мизантропов :-D







16.04.2006 в 23:17

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
kiyonobu inoue, что не имеет к терапии никакого отношения ;)

На самом деле нельзя помочь тому, кто не хочет помочь себе сам - а чтобы это сделать, надо для начала определиться с проблемой, чтобы самостоятельно пойти ее к кому-то именно решать - а не зачем-то другим. (И уж тем более не насильным образом)

Только в этом случае возможен какой-то эффект - при условии наличия головы на плечах у пациента и головы с мозгом на плечах терапевта))
16.04.2006 в 23:27

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Подробнее о терапии, которую я не проходил?) Мне нравится депривация сна, она всегда действует как надо. Но данный способ лечения депрессии немедикаментозен и не имеен к психотерапевту никакого отношения.

Глубоко убежден, что человеку, который принял рещение избавиться от депрессии, не нужен психотерапевт)
17.04.2006 в 02:33

Мои пальцы – единороги космической любви!
Если ты не напишешь когда-нибудь книгу, я тебя жестоко выпорю!!!
17.04.2006 в 05:43

not today
улыбнуло утром понедельника)

га!
17.04.2006 в 05:55

그냥 해
Нда. А что такое холотропное дыхание? Что-то слышал, но что, не помню... Вот, говорят, практика есть, когда чела расслабляют так, что он тела не чувствует и что-то там такое с ним дальше делают... а он этого еще и умереть можно.. это не оно?



Я недавно поймал момент полузасыпания, когда ноги расслабились до такой степени, что я их перестал чувствовать. Испугался. -_-
17.04.2006 в 06:13

not today
Вот, говорят, практика есть, когда чела расслабляют так, что он тела не чувствует и что-то там такое с ним дальше делают

:super:
17.04.2006 в 06:15

그냥 해
Я не утверждаю, что именно это, но все может быть. %)
17.04.2006 в 08:51

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
kiyonobu inoue, кому как. Тут такой момент, что некоторым в самом деле нужно и помогает. Чт осамое удивительное, я знаю парочку вполне вменяемых людей, которые некоторые свои проблемы не могут решить самостоятельно - сишком глубоко.

Дело-то в том, что ты видишь картинку изнутри и зачастую не представляешь себе, насколько все между собой связано с другими элементами твоей жизни - не с детством, а с вот сейчас. Со стороны проще углядеть.

Но если человек уверен, что с депрессией справится сам - то на свой страх и риск. Я видел несколько раз (и сам, признаться, был там ;)), когда это получалось - но с равным успехом в большинстве случав заметно, что человек нисколько сам себе не помог.



А терапий-то великое множество. Которые на мой вкус работают - так это гештальт-терапия, с некоторыми избранными :) - роджерианская терапия, групповую я вообще люблю, потому могу дальше разливаться мыслью по древу сколь угодно долго, арт-терапия, в том числе ролевая типа психодрамы или playback theatre.



Sumeragi Subaru, это дыхательные упражнения различной степени интенсивности. При правильном подходе помогают избавляться от лишних нервов, успокаиваться, бороться с головной болью, не сбивать дыхалку во время физических упраженений. Но как способ лечения от депрессии..... Мгм. Ну разве что народный-самопальный - или исключительно новаторский)

17.04.2006 в 09:06

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
kitazawa, не нужно! Я не умею писать книг, что ты. Во мне недостаточно энергии, нуждающейся в высвобождении. :)



Sumeragi Subaru, это сложные и длительные дыхательные упражнения. Поначалу испытываешь головокружение и сильное сердцебиение, затом голова становится легкой, как воздушный шарик. Господин Донской, доктор наук и т.д. и т.п., утверждает, что данная терапия очищает и высвобождает подсознание. При мне люди во время холотропного дыхания ударялись в слезы и беспамятство. Проводить занятия холотропом в отсутствие врача строго запрещается. Таким образом я позволю себе не согласиться с Джеем.



Mirage, :)



strange, то есть корень твоих проблем разглядывается посторонним дядькой? То есть ты станешь рассказывать постороннему дядьке о своей жизни, о каждом ее элементе, о каждой мелочи? Если мне понадобится взгляд со стороны, я поговорю с другом.

Я говорю "ты", имея в виду некоего абстрактного человека, разумеется. :)

Не знаком с описанными тобой способами лечения, потому не могу судить.
17.04.2006 в 09:14

그냥 해
По-моему, друзей лучше не затягивать в такие дебри + врач может абстрагироваться...



Мне как-то легче выложить все постороннему и потом с ним никогда больше не встречаться, чем сказать что-нибудь типа "однажды я полчаса наблюдал за тем, как N ходит в туалет, зная, что он меня не видит". Все-таки некоторые факты окружению лучше не знать. %))
17.04.2006 в 09:17

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Sumeragi Subaru, те немногие факты, которые я не могу сказать другу, я уж тем более не скажу постороннему дядьке. У меня обостренное чувство личного пространства, от проникновения в которое незнакомого мне человека у меня развивается сильнейший невроз. :) Но пусть так, это лишь моя позиция.
17.04.2006 в 09:24

그냥 해
У меня, наверное, обостренное чувство доверия к врачу. Сразу все так просто и понятно стновится. Все заглюки пропадают. Стоишь и думаешь "Ну вот, я в материальном мире. Сейчас мне все починят."
17.04.2006 в 09:27

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Кажется, это именно то, что я упомянул в первом абзаце своего текста. Успокаивает не столько психотерапевт, сколько сам факт наличия психотерапевта. :)
17.04.2006 в 09:38

그냥 해
Не, это я не только про психотерапевта. Согласись, в зубном, например, не отделаешься только фактом его наличия. %)

Я про то, что все таки человек "специально обученный". %)
17.04.2006 в 09:44

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Да, воздействие стоматолога на больной зуб неоспоримо, поэтому стоматологу верить несложно. :)
17.04.2006 в 13:49

Мои пальцы – единороги космической любви!
А придется. Как минимум - рассказ.

А то приеду, приставлю к виску пистолет и заставлю писать, муа-ха-ха-ха)
17.04.2006 в 13:54

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Да. Приедь, приставь пистолет - и я тут же сочиню абсурднобезумный рассказ от восторга))
17.04.2006 в 14:00

Мои пальцы – единороги космической любви!
Просто хочется нарисовать эту сцену)
17.04.2006 в 16:08

Жизнь - это четки, составленные из мелких невзгод, и философ, смеясь, перебирает их.
kiyonobu inoue

Искренне смеялась. А какая ирония с полетом! :)



Как-то я встречалась с психологом, до терапевта не дошло, это было лет в 17. Эта встреча показалась мне мягко говоря глупой: ты пока порисуй (мне 17 лет!!!), а я приду, а почему сундук, что ты прячешь и т.д. Но, думаю, она снизошла до нормального диагноза.
17.04.2006 в 16:21

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
kitazawa, нарисуй. Надеюсь, когда-нибудь ее можно будет сфотографировать. :)



Corel, спасибо, рад, что развеселил Вас. :) Ваш психолог манерой поведения до боли напоминает моего песихотерапевта, должно быть, у работающих в сфере психологии это растространено.
18.04.2006 в 00:25

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
kiyonobu inoue, ты знаешь, мне тоже это казалось странным, но потом дошло, что всех по себе не измереешь. Когда у тебя действительн опроблемы - то многие за одно только избавление (даже не решение) - не то что дядьке-тетке раскажут, что у них там, а мать родную на консервы пустят.

А с упомянутыми мной вариациями терапии ты знаком быть и не должен. Но вот почему с ними частенько не знакомы врачи - меня удивляет.



Я, кстати, соглашусь отчасти с Sumeragi Subaru. Воистину, функциональность творит чудеса - лично я не намерен ни разу использовать друзей по назначению психолога или случайного попутчика в вагоне-ресторане бессонной ночью.

И дело не в каких-то там личностных границах - когда ты принимаешь себя, тебе, прошу прощения за антилитературность речи моей, так вот тебе не в падлу совершенно и незнакомому дядьке рассказать о порочащем тебя с точки зрения общественной морали эпизоде, и кому угожно еще о чем угодно, касающемся тебя. Друзьям же ты этого не говоришь исключительно из этических соображений - по отношению к ним сие нечестно и неправильно.

А как только что-то самого тебя угнетает, а то и в глубине души отбретает формы "чувства вины" - то да, это кк раз тот случай, с которым сложнее всего работать - замыкаться будет страшным образом, и даже если поймешь, в чем дело - ну не по лбу же его этим пониманием своим лупить?...



Разумеется, аналогично - "ты" в контексте обозначает некую отсраненную абстрактную личность)
18.04.2006 в 01:40

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Хм, ну к примеру я. :) Я принимаю себя. Я даже себя люблю, порой незаслуженно, но нежно. Однако в мою душу я никого не впущу, для меня сама идея душевных раскопок звучит дико. С друзьями легче хотя бы потому, что друзьям часто почти ничего не приходится рассказывать. Друзья обычно знают тебя достаточно хорошо, чтобы понять ситуацию после пары предложений. Кроме того, друзьям я доверяю. Дядьке - нет. На мой взгляд это существенный фактор.

Сравнение с вагонным попутчиком кажется мне странным, ибо другом я зову того, с кем могу говорить обо всем, в том числе и о возникшей проблеме. Этот тезис входит в мое понятие дружбы.

Собственно то, что начиналось с субъективизма, субъективизмом и продолжилось. :)
18.04.2006 в 01:49

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
Где недоверие - там неуверенность. Где неуверенность - там неприятие.



А любить себя - мы все горазды. Только людей без проблем и правда не бывает)
18.04.2006 в 01:55

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Все дело в том, что в моем случае недоверие основано не на неуверенности, ибо страшных тайн я не держу. Просто душу мою я тоже люблю, и мне не нравится, когда некто пытается коснуться ее непродезинфицированными руками. Такое случается. :)
18.04.2006 в 08:31

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
О, случается и не такое))

Тут можно спорить, и я бы взялся за эту софистику - но исключительно лично за чашкой кофе, когда более заняться нечем)