"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Обилие кислорода в воздухе возродило во мне интерес к кино. За последнюю неделю я посмотрел пять фильмов и могу констатировать, что фаворитом недели стал фильм Франсуа Озона "В доме". Сложно сказать, почему - "Я и ты" Бертолуччи тоже насыщен смыслом и интересен. Но, видимо, фильм цепляет больше, когда отвечает на некий вопрос, важный зрителю, или, как в данном случае, помогает его сформулировать.
Фильм повествует о месье Жермене - школьном учителе литературы, неудавшемся писателе, любителе поглощать долгими вечерами увесистые тома классиков. Большинство его учеников увлечены телевидением и светской жизнью, их способности к восприятию и тем более созданию литературных произведений крайне ограничены. Но один из учеников месье Жермена, Клод, резко отличается от прочих. Он пишет сочинения настолько захватывающие, что буквально порабощает ими своего учителя.
Фильм совершенно аморален. Стержнем истории является личность социопата, который вряд ли понимает, что такое мораль и для чего иные ею руководствуются. Этические вопросы абсолютно чужды и ему, и тому, кого он втягивает в свой необычный литературно-жизненный эксперимент. Мораль остается за скобками повествования - о ней рассуждает только зритель и изредка - мадам Жермен, но и в ней любопытство оказывается сильнее порядочности.
Озон поднял в фильме множество самых разнообразных проблем - взросление, современное искусство, семейные драмы. Скромное обаяние буржуазии и ее глухая тоска, скука, в которую преображается забродившее благополучие, запах герани и разлагающихся грез молодости. В финале становится ясно, что потеря работы, супруги и личного комфорта не так уж важна, если тебе все еще интересно. Будет ночь, и Шахерезада расскажет тебе новую историю.
Фильм повествует о месье Жермене - школьном учителе литературы, неудавшемся писателе, любителе поглощать долгими вечерами увесистые тома классиков. Большинство его учеников увлечены телевидением и светской жизнью, их способности к восприятию и тем более созданию литературных произведений крайне ограничены. Но один из учеников месье Жермена, Клод, резко отличается от прочих. Он пишет сочинения настолько захватывающие, что буквально порабощает ими своего учителя.
Фильм совершенно аморален. Стержнем истории является личность социопата, который вряд ли понимает, что такое мораль и для чего иные ею руководствуются. Этические вопросы абсолютно чужды и ему, и тому, кого он втягивает в свой необычный литературно-жизненный эксперимент. Мораль остается за скобками повествования - о ней рассуждает только зритель и изредка - мадам Жермен, но и в ней любопытство оказывается сильнее порядочности.
Озон поднял в фильме множество самых разнообразных проблем - взросление, современное искусство, семейные драмы. Скромное обаяние буржуазии и ее глухая тоска, скука, в которую преображается забродившее благополучие, запах герани и разлагающихся грез молодости. В финале становится ясно, что потеря работы, супруги и личного комфорта не так уж важна, если тебе все еще интересно. Будет ночь, и Шахерезада расскажет тебе новую историю.
Друже, что ты делаешь по вечерам на этой неделе?
Но вы, наверное, уже и не помните, что он там писал.
Да, я даже хотела посмотреть, как оно выглядело в пьесе, но ее нигде не найти не на французском.
Я думаю, если Озон не смог убедить меня в том, что герой талантлив - то это его фэйл, потому что в каком-нибудь Титанике мы не задумываемся над тем, хороший ли художник Джек или нет. Мы просто принимаем это как данность.