"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Посмотрел "Охоту" Винтерберга довольно давно, но долго не мог заставить себя написать хотя бы короткий отзыв. Часто, когда мне что-то безоговорочно нравится, возникает впечатление, что я ничего не могу об этом сказать, что оно само говорит за себя вполне конкретно и полно. Но я зачем-то решил, что буду фиксировать здесь впечатления о понравившихся мне фильмах и книгах, и теперь чувствую себя загадочным образом обязанным следовать своему решению.

Для меня это в первую очередь фильм о беспомощности человека перед предубеждением и грубостью внешнего мира. И об ответственности за каждое свое слово, ибо даже маленькая неуверенная ложь легко перерождается в сознании людей в чудовищную и неопровержимую истину. Разносясь по городу, неумелая клевета раздувается, впитывая чужие страхи, возмущение и чувство вины, и обретает все более монструозные формы. Чувство вины легко перерождается в агрессию, праведный гнев мгновенно делает из воспитанных дружелюбных соседей чудовищ, усердно уничтожающих твое существование.

Главный герой показался мне удивительно стойким. Судя по всему, жена оставила его потому, что в сорок лет он потерял работу и стал воспитателем в детском саду. Это показалось ей недостаточно престижным и мужественным. Удивительно поверхностное мнение. Мужество воспитателя детского сада оказалось безгранично.

Интересно, что фильм заставляет осознать важность и необходимость общественного договора. Способность современного человека самостоятельно находить моральный ориентир, не руководствуясь нормами общества - иллюзия. Большинство людей не готовы к свободе. Человек, вынесенный за рамки общественного договора, беззащитен.

@темы: films

Комментарии
09.07.2013 в 19:09

Black as midnight on a moonless night
Чувство вины легко перерождается в агрессию, праведный гнев мгновенно делает из воспитанных дружелюбных соседей чудовищ, усердно уничтожающих твое существование.
Вот это мне показалось самым жутким(
И - да, меня тоже восхитила и удивила стойкость Лукаса. И то, что он остался в итоге в этом городе, хотя, понятно ведь, что он не прибит там гвоздями... И даже этот эпизод с Кларой в конце - любой другой на его месте шарахался бы от девчонки.
09.07.2013 в 19:55

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Эртебиз, это действительно ужасно. И напоминает и нам, и особенно более благополучным европейцам, что может скрываться за фасадом воспитанности и дружелюбия.
Уверен, практически любой на месте Лукаса уехал бы как можно дальше и постарался забыть бывших друзей как страшный сон. Но Лукас не только остался, но и боролся за свое место в обществе, добился его и сумел простить всех - и друзей, и коллег, и девушку, и малышку - и восстановить с ними добрые отношения. Вот это последнее, на мой взгляд, требует невероятного мужества и благородства.
09.07.2013 в 20:14

Black as midnight on a moonless night
Рем., требует невероятного мужества и благородства
...которые, судя по финальной сцене, не были вознаграждены окружающими(
09.07.2013 в 20:27

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Эртебиз, финал, если честно, для меня загадка. Им пытались показать, что не все поверили в невиновность Лукаса и иные все еще пытаются его уничтожить?
Я воспринял это как метафору - того, что мы никогда не в безопасности, что в любой момент кто-то по внезапному капризу может направить на нас метафорическую винтовку. И черт знает чего еще, крайне многозначительная концовка. :)
09.07.2013 в 20:40

Black as midnight on a moonless night
Рем., Насчет концовки зрители так и не договорились, а Винтерберг ничего не пояснил) Мне кажется, что это был недвусмысленный намек Лукасу на то, что ничего не забыта, что его имя запятнано, что он не очистил себя от подозрений до конца. Что возвращение к прошлому невозможно в полной мере. Как-то так. Но - да, концовка многозначительная)
11.07.2013 в 18:22

"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Эртебиз, от подобных подозрений сложно очиститься. В наше время сложно представить себе что-то более позорное и унизительное. Само подозрение кажется чем-то липким, отвратительным. Тем сложнее было Лукасу отстоять свое достоинство и право спокойно и прямо смотреть в глаза людям.
Винтерберг правильно сделал, что не пояснил, как говорил Барт, законченное произведение принадлежит тому, кто его воспринимает, и множественность интерпретаций только обогащает текст.
Мне нравится "Ганнибал" в том числе и тем, что он вызывает такие разные толкования. Это делает его очень объемным. С каждым новым мнением он становится как бы больше, заполняя собой ноосферу. :) Прошу прощения за легкую метафизику. :)
11.07.2013 в 19:16

Black as midnight on a moonless night
Рем., Ну да, когда все просто, когда все разжевано, не так интересно. Хорошо, когда автор/режиссер дает людям возможность додумать или интерпретировать все по-своему.
05.02.2014 в 22:48

l like movies that make no sense and no money
Черт, это наверное лучший фильм, который я видела в 2013.
Я знаю, что Оскар давно прогнил, но мне все равно будет обидно, если Охоту не наградят.

А по поводу финала - он мне показался странным в том плане, что это исключительно кинематографическая реальность. Это точка, а в жизни этой точки бы не было. Никто не стал бы стрелять в Лукаса, но все произошедшее оставляет на нем печать. Эти люди будут смотреть на него, а в воображении у них все равно замелькают премерзкие картинки, потому что это не смоешь. Если Лукас останется в этом городе, то про него будет восприниматься своими соседями неразрывно с этой историей.
Там, кстати, есть альтернативная концовка, где в лесу Лукаса убивают.