"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Посмотрел "Охоту" Винтерберга довольно давно, но долго не мог заставить себя написать хотя бы короткий отзыв. Часто, когда мне что-то безоговорочно нравится, возникает впечатление, что я ничего не могу об этом сказать, что оно само говорит за себя вполне конкретно и полно. Но я зачем-то решил, что буду фиксировать здесь впечатления о понравившихся мне фильмах и книгах, и теперь чувствую себя загадочным образом обязанным следовать своему решению.
Для меня это в первую очередь фильм о беспомощности человека перед предубеждением и грубостью внешнего мира. И об ответственности за каждое свое слово, ибо даже маленькая неуверенная ложь легко перерождается в сознании людей в чудовищную и неопровержимую истину. Разносясь по городу, неумелая клевета раздувается, впитывая чужие страхи, возмущение и чувство вины, и обретает все более монструозные формы. Чувство вины легко перерождается в агрессию, праведный гнев мгновенно делает из воспитанных дружелюбных соседей чудовищ, усердно уничтожающих твое существование.
Главный герой показался мне удивительно стойким. Судя по всему, жена оставила его потому, что в сорок лет он потерял работу и стал воспитателем в детском саду. Это показалось ей недостаточно престижным и мужественным. Удивительно поверхностное мнение. Мужество воспитателя детского сада оказалось безгранично.
Интересно, что фильм заставляет осознать важность и необходимость общественного договора. Способность современного человека самостоятельно находить моральный ориентир, не руководствуясь нормами общества - иллюзия. Большинство людей не готовы к свободе. Человек, вынесенный за рамки общественного договора, беззащитен.
Для меня это в первую очередь фильм о беспомощности человека перед предубеждением и грубостью внешнего мира. И об ответственности за каждое свое слово, ибо даже маленькая неуверенная ложь легко перерождается в сознании людей в чудовищную и неопровержимую истину. Разносясь по городу, неумелая клевета раздувается, впитывая чужие страхи, возмущение и чувство вины, и обретает все более монструозные формы. Чувство вины легко перерождается в агрессию, праведный гнев мгновенно делает из воспитанных дружелюбных соседей чудовищ, усердно уничтожающих твое существование.
Главный герой показался мне удивительно стойким. Судя по всему, жена оставила его потому, что в сорок лет он потерял работу и стал воспитателем в детском саду. Это показалось ей недостаточно престижным и мужественным. Удивительно поверхностное мнение. Мужество воспитателя детского сада оказалось безгранично.
Интересно, что фильм заставляет осознать важность и необходимость общественного договора. Способность современного человека самостоятельно находить моральный ориентир, не руководствуясь нормами общества - иллюзия. Большинство людей не готовы к свободе. Человек, вынесенный за рамки общественного договора, беззащитен.
Вот это мне показалось самым жутким(
И - да, меня тоже восхитила и удивила стойкость Лукаса. И то, что он остался в итоге в этом городе, хотя, понятно ведь, что он не прибит там гвоздями... И даже этот эпизод с Кларой в конце - любой другой на его месте шарахался бы от девчонки.
Уверен, практически любой на месте Лукаса уехал бы как можно дальше и постарался забыть бывших друзей как страшный сон. Но Лукас не только остался, но и боролся за свое место в обществе, добился его и сумел простить всех - и друзей, и коллег, и девушку, и малышку - и восстановить с ними добрые отношения. Вот это последнее, на мой взгляд, требует невероятного мужества и благородства.
...которые, судя по финальной сцене, не были вознаграждены окружающими(
Я воспринял это как метафору - того, что мы никогда не в безопасности, что в любой момент кто-то по внезапному капризу может направить на нас метафорическую винтовку. И черт знает чего еще, крайне многозначительная концовка.
Винтерберг правильно сделал, что не пояснил, как говорил Барт, законченное произведение принадлежит тому, кто его воспринимает, и множественность интерпретаций только обогащает текст.
Мне нравится "Ганнибал" в том числе и тем, что он вызывает такие разные толкования. Это делает его очень объемным. С каждым новым мнением он становится как бы больше, заполняя собой ноосферу.
Я знаю, что Оскар давно прогнил, но мне все равно будет обидно, если Охоту не наградят.
А по поводу финала - он мне показался странным в том плане, что это исключительно кинематографическая реальность. Это точка, а в жизни этой точки бы не было. Никто не стал бы стрелять в Лукаса, но все произошедшее оставляет на нем печать. Эти люди будут смотреть на него, а в воображении у них все равно замелькают премерзкие картинки, потому что это не смоешь. Если Лукас останется в этом городе, то про него будет восприниматься своими соседями неразрывно с этой историей.
Там, кстати, есть альтернативная концовка, где в лесу Лукаса убивают.